База данных «Жители Кременчуга и Кременчугского уезда»
О списках избирателей в IV Государственную Думу Российской Империи Летом-осенью 1912 года в Российской Империи проходила кампания по выборам в IV Государственную Думу. Казалось бы, какое значение это сугубо политическое событие может иметь для исследователей родословных? Четвертая, и последняя, из Государственных Дум Российской Империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тому же избирательному закону, что и Третья Государственная Дума. Выборы регламентировались ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным Положением о выборах в Государственную Думу от 3-го июня 1907 года (ознакомиться с ним можно по ссылке). Избирательный закон от 3 июня 1907 года был чрезвычайно сложным и запутанным. Для генеалога нет необходимости подробно разбираться во всех хитросплетениях выборов в IV Государственную Думу, достаточно уделить внимание нюансам, связанным с персональными данными избирателей. Для исследователей родословных наиболее важным является то, что согласно этому Положению составлялись именные списки избирателей. С генеалогической точки зрения важно ответить на следующие вопросы:
Ответы на эти вопросы можно найти в текстах вышеуказанного Положения, Разъяснений Правительствующего Сената и других документов, касающихся выборов в Государственную Думу Российской Империи. Ответ на вопрос 1 даёт статья 60 Положения:
Кроме этой информации в списках может указываться сословие (звание) лица. Некоторые списки составлялись с разделением по национальностям или по вероисповеданиям. В этом случае можно узнать национальность или вероисповедание лиц, внесённых в списки. Сложнее ответить на вопрос 2. Выборы проводились по куриальной системе. Основными куриями являлись:
По землевладельческой, 1-й и 2-й городским куриям составлялись именные списки избирателей. По остальным куриям таких списков не составлялось, то есть рабочих, членов сельских, волостных и казачьих обществ в списках избирателей не найти, за редким исключением. В статьях 9, 10 и 11 Положения перечислены категории лиц, которые не могут быть избирателями, а значит не должны быть в списках. К ним относятся:
В статье 28 Положения перечислены избирательные цензы, на основании которых избиратели могли вноситься в список землевладельческой курии (список лиц, имеющих право участвовать в съезде уездных землевладельцев):
В статье 32 Положения перечислены избирательные цензы, на основании которых избиратели могли вноситься в список 1-й городской курии (список лиц, имеющих право участвовать в 1-ом городском избирательном съезде уезда):
В статье 33 Положения перечислены избирательные цензы, на основании которых избиратели могли вноситься в список 2-й городской курии (список лиц, имеющих право участвовать в 2-ом городском избирательном съезде уезда):
К городским поселениям относились те местечки, в которых имелось мещанское управление и взимался государственный налог с городских недвижимых имуществ. В уездах со смешанным населением съезды городских избирателей могли разделяться по национальностям (вероисповеданиям). Так в Кременчугском уезде Полтавской губернии было два списка лиц, имеющих право участвовать в 1-ом городском избирательном съезде: список избирателей христианского и других вероисповеданий, за исключением иудейского, и список избирателей иудейского вероисповедания. Важно обратить внимание на статью:
То есть квартиросъёмщики самых дешёвых квартир и пенсионеры централизованно не вносились в списки избирателей, в отличие от всех остальных избирателей. К чему это приводило, понятно из воспоминаний депутата IV Государственной Думы А.Е. Бадаева [1]: Одним из способов сокращения числа избирателей было составление избирательных списков. Хотя правом выборов пользовались все квартиронаниматели, достигшие определенного возраста (25 лет), избирательные списки составлялись только на тех, кто платил квартирный налог, т.е. кто занимал наиболее дорогие квартиры. Вся же остальная масса квартиронанимателей, а также другие группы населения, вроде пенсионеров, должны были сами подавать заявления о включении их в число избирателей. Но избирателям, подававшим заявления, приходилось проходить через столько полицейских мытарств, что пропадала всякая охота участвовать в выборах. Прежде всего надо было получить удостоверение от полиции, которая всячески тормозила его выдачу. Приходилось ходить по пяти-шести раз к «господину приставу» и в результате можно было получить такое удостоверение, которое затем признавалось на выборах неправильным и недействительным. Избирателя обманывали, говорили, что он уже пропустил срок, а пока он доискивался правды, срок действительно оказывался пропущенным. Словом, применялись самые разнообразные ухищрения, чтобы лишить избирателя права участвовать в выборах. То есть в списках городских избирателей наниматели дешёвых квартир, не облагаемых квартирным налогом, и пенсионеры представлены далеко не полностью, несмотря на право быть избирателями. Так в Списке избирателей христианского, иудейского и других вероисповеданий, имеющих право участвовать во ВТОРОМ городском избирательном съезде по г. КРЕМЕНЧУГУ, п. КРЮКОВУ и г. ГРАДИЖСКУ, из 4275 человек избирательный ценз «по найму квартиры» упоминается всего 4 раза, а ценз «по получаемой пенсии» - 2 раза. По статистике 1894-1900 годов доля облагаемых налогом квартир по Кременчугу (с п. Крюковым) составляла от 23,1% до 36,7%, а по Градижску и того меньше — от 9,1% до 11,2%. То есть большинство нанимателей отдельных квартир не платили квартирный налог и имели право быть городскими избирателями, но в списках избирателей они практически отсутствуют. Таким образом, списки избирателей в IV Государственную Думу по сути представляют собой перепись мужского населения Российской Империи, удовлетворяющего требованиям избирательного законодательства, а значит, являются важным источником генеалогической информации. Где исследователи родословных могут ознакомиться с этими списками через 100 лет со времени их составления? Списки лиц, имеющих право участия в выборах на съездах землевладельцев, составлялись и содержались уездной земской управой или управой по делам земского хозяйства, а в местностях, где таких управ не имеется, – уездным полицейским управлением. Списки лиц, имеющих право участия в выборах на съездах городских избирателей – городской управой или учреждением, ее заменяющим, а в местечках – мещанскими управами. Кроме того, учреждались губернские, уездные по делам о выборах в IV Государственную Думу комиссии. Следовательно, списки избирателей могли сохраниться в фондах перечисленных учреждений. Искать их нужно в соответствующих региональных архивах. Как известно, во многих архивах сохранность документов оставляет желать лучшего, и не везде списки избирателей сохранились. Списки избирателей в обязательном порядке публиковались в местной официальной печати (местных ведомостях), как правило, в виде отдельных приложений к ведомостям. Например, списки городских избирателей по г. Кременчугу, п. Крюкову и г. Гадижску были опубликованы в Прибавлении к №60 газеты «Полтавские Губернские Ведомости» от 1 августа 1912 года. Благодаря этому, списки избирателей сохранились независимо от сохранности фондов архивов. С ними можно ознакомиться в библиотеках. Литература: |
Перейти на страницу поиска по базе данных
При использовании материалов сайта обязательна прямая ссылка. Контакты автора сайта .